JAZZ, ART-ROCK И ДРУГАЯ ХОРОШАЯ МУЗЫКА
/ Tomasz Stanko - 24 Июля 2008

Tomasz Stanko

Добавил burgess 24.07.2008 в 08:45

Томек Станько родился в Польском городе Ржешов 11 июля 1942 года. В 1948 году семья Станько перебирается в столицу соседнего воеводства - Краков. Когда Томеку было 16 лет, в Кракове выступал с концертом Дэйв Брубек. Юному Станько довелось побывать на том концерте, после чего ищущий себя юноша твердо решает заняться игрой на трубе. В следующем, 1959 году, он записывается в консерваторский класс профессора Л.Лютака.

В 1963 году на знаменитом Польском джазовом фестивале Джаз Джембори, Томаш Станько появляется в составе группы Кшиштофа Комеды. Сотрудничество с человеком, который дал фантастический живительный толчок всему Польскому джазу, продолжалось до конца 1967 года, когда Кшиштоф Комеда уехал в Лос Анджелес вслед за своим другом, режиссером Романом Поланским.

Наконец, в 1968 году, Томаш Станько собирает свою собственную группу. Так рождается знаменитый квинтет в составе: Томаш Станько - труба, Януш Муньяк - тенор саксофон, Збигнев Сейферт - альт саксофон, Бронислав Суханек - бас и Януш Стефански - барабаны. С самых первых выступлений квинтет очень хорошо принимается публикой и критиками. В том же году Станько называют "музыкантом десятилетия".

В 1974 году зарождается плодотворный творческий союз с легендарным финским перкуссионистом Эдвардом Весалой. Они сотрудничают, хоть и с перерывами, целых 10 лет. Вместе с ними играл на саксофоне самобытный польский музыкант Томаш Шукальский. В 1974 году для компании Polskie Nagrania записывается великолепный альбом "TWET", а спустя год на ЕСМ записывается второй альбом группы "Balladyna", затмивший первый. В следующем году квартет, уже в третий раз сменив басиста, записывает концертный альбом "Live at Remont". Затем Станько участвует в записи Весаловских сольников "Rodina" (1977), увидевшем свет в Финляндии, и "Satu" (1977), вышедшем на ЕСМ. В начале 80-х годов, этими неподражаемыми музыкантами создаются работы: "Heavy Life" (с Чико Фримэном и Джеймсом Споулдингом) и "Neitsytmatka". А в 1983 в составе Edvard Vesala Trio, Станько принимает участие в записи "Bad Luck, Good Luck", последней их совместной работе.
Конец 70-х и 80-е годы демонстрируют высокую творческую активность музыканта. Он не только увлечен собственными проектами, но и успевает выступать и записываться с пианистами Славомиром Кулповичем и Анжеем Курылевичем, в группах Джека ДеДжоннета и Сесила Тэйлора. В эти годы Томаш Станько ярко выступает соло и дуэтом, пытается экспериментировать с электронной музыкой.
90-е годы прежде всего ознаменовались для Томаша Станько возвращением в лоно ЕСМ. Сначала он объединяется с Арильдом Андерсеном и Йоном Кристенсеном, с которыми в октябре 1991 записывает в Польше сильную студийную пластинку "Bluish". В 1993 году, польская компания GOWI выпускает новую работу Станько "Bosonossa and Other Ballads". На этот раз в квартет Томаша Станько входят другие ЕСМовцы: Бобо Стенсон - фортепиано, Андерс Йормин - бас и Тони Оксли - барабаны. Вполне естественно, что два последующих альбом квартета были изданы на ЕСМ. Это "Matka Joanna" 1995 и "Leosia" 1997, отмеченная короной Penguin Jazz Guide.
Вероятно, наиболее значительной работой вернувшегося на ЕСМ Станько, является трибьют Кшиштофу Комеде "Litania", вышедший в 1997 году. Это не первый трибьют Комеде знаменитого трубача - вспомним яркую коллективную работу 1972 года "We'll Remember Komeda", где помимо Томаша Станько, задействованы такие известные музыканты, как Михал Урбаньяк, вокалистка Уршула Дудзяк и гитарист Атилла Золлер.
Помимо успешного сотрудничества с ЕСМ, Томаш Станько увлекается сочинением музыки для театра и кино. В 2000 году по опросам польского журнала Jazz Forum, Станько вновь признан музыкантом десятилетия.
В 1999 на ЕСМ выходит "From the Green Hill" - причудливая вязь славянских народных мелодий и танцев, выведенных методом коллективной импровизации.
 
Следующая работа "Soul of Things" 2002 года совсем другая...
 

 
Альбом словно симфонический. Многочастная композиция развертыватеся будто сама судьба. Музыка печальна и подчас даже монументальна, и ее обнаженный лиризм словно окутывает мозг слушателя новой нервной тканью, чувствительность которой удивляет своей утонченностью.
Дмитрий Сенчаков © 2003
 
СКАЧАТЬ:
 

0 комментария

Оставить комментарий

Подписка:1
Код *: